НОВОСТИ

В этом подфоруме спорим с креационистами, обсуждаем противоречия научной и религиозной картин мира...

НОВОСТИ

Сообщение alexander » 09 мар 2010, 19:36

Как уже сообщалось, 4 марта Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (НИЯУ МИФИ). В актовом зале «МИФИ» состоялась его встреча с профессорско-преподавательской корпорацией, молодыми учеными и студентами вуза. Ректор М.Н.Стриханов огласил решение Ученого совета о присвоении Святейшему Патриарху Кириллу степени почетного доктора «МИФИ». Следуя традиции, согласно которой почетный доктор после присвоения ученой степени выступает перед аудиторией с лекцией, Святейший Патриарх Кирилл поделился с присутствующими своими размышлениями о роли науки и религии в современной России, сообщает Патриархия.ru.

«Наука наша - великая и славная, результатами которой гордилась вся страна, - в 90-е годы прошла вместе со всем народом и со всей страной через глубочайший кризис. Конечно, велики потери. Но сегодня становится очевидным, что никакого технологического развития страны, никакой модернизации не может быть без опоры на отечественные знания, на отечественную науку», - считает Предстоятель Русской Церкви.

«Некая хитрость современной человеческой цивилизации заключается в том, - продолжил он, - что, посещая страны, вы видите примерно одно и то же. Имеет место унификация современной цивилизации: везде одни и те же машины, одна и та же архитектура; если речь идет о странах с материальным достатком, то везде практически одинаковый уровень комфорта, и трудно понять, за счет чего формируется достаток людей, что является его источником. Но за этим общим фасадом скрываются совершенно разные реальности. Одна страна зарабатывает деньги лишь потому, что торгует ресурсами; другая страна зарабатывает деньги потому, что умеет просто торговать чужими товарами и добавочная стоимость образуется за счет торговых операций; третья страна благополучно и разумно использует природные ресурсы, чтобы развивать туризм. Но ведь есть страны, которые свое благополучие формируют именно за счет развития науки, за счет собственных научных достижений. На научных достижениях, конечно, всего не построишь, но если страна производит качественный интеллектуальный продукт, то обмен этого продукта на другие ценности является делом, во-первых, справедливым, а во-вторых, очень полезным, потому что тот, кто производит интеллектуальный продукт, тот всегда впереди».

«Самые современные здания и самые замечательные автомобили появились в Москве и в других городах России в период глубочайшего кризиса. Тогда мне и пришла в голову мысль, которую я сейчас попытался сформулировать. Я спросил себя: «А вдруг получится так, что мы так и не встанем с колен, не станем мощной интеллектуальной державой и не будет у нас собственного интеллектуального продукта? Торгуя своими ресурсами, мы построим хорошие дороги, красивые дома, будем ездить в хороших импортных автомобилях, но не выработается ли у людей привыкание к этому интеллектуальному иждивенчеству?» Это может произойти очень просто, потому что комфорт вообще расслабляет человека: если все хорошо складывается, то становится безразлично, откуда приходят деньги», - полагает он.

По его мнению, «Россия не может себе этого позволить, потому что Россия - один из центров современной человеческой цивилизации, самостоятельных центров, несущих в связи с этой самостоятельностью огромную ответственность за то, что происходит в мире». «Кроме того, наша научная традиция, которая привела нашу страну к огромным достижениям в области науки и техники, не может пресечься. Учебное заведение и научный центр, в котором мы сейчас находимся, являются свидетельством жизнеспособности нашей науки. Именно с такими центрами и следует связывать реальное развитие и реальную модернизацию страны - не псевдомодернизацию, которая за стеклянными, пластмассовыми и стальными фасадами скрывает внутреннюю слабость. Слабость всегда проявится, для этого не нужно вступать в прямое столкновение с другими странами; она проявится в неконкурентоспособности во всех областях - от науки до спорта», - считает Патриарх Кирилл.

По мнению Патриарха, «научный поиск часто связан с подвигом - с подвигом всей жизни, аскетизмом, самоограничением». «Только огромный труд и самоограничение выводят человека на уровень, превышающий уровень других людей, только самоограничение и аскетизм, полная посвященность делу выводят человека на самые передовые рубежи, в том числе рубежи науки», - уверяет он.

«А что же движет людьми? - задается вопросом Патриарх. - Почему они готовы отказываться от многого, чтобы достичь цели? Эту готовность невозможно описать в категориях примитивного карьеризма. Речь идет не о карьеризме, речь идет о победе над самим собой. Эта способность, это желание, это стремление победить себя является самым мощным движущим фактором в развитии человеческой цивилизации». «Люди очень различны: у каждого свой потолок, у каждого свой уровень, но самое важное, чтобы мы пытались преодолеть этот уровень, поднять планку. Если мы перестаем это делать, останавливается все, в том числе и технический, и научный прогресс, и вообще развитие человеческого рода. Животные стремятся избежать опасности, насытиться и продолжить свой род - вот их главный стимул. У человека же, как мы только что сказали, совершенно другие стимулы», - подчеркнул Предстоятель Русской Церкви.

«Ученый, как и всякий человек, призван стремиться к истине, научной истине. Но ведь не только к ней. Существуют истины еще более глубокие - это истины нравственные, истины о наших целях, предназначении и ответственности. Естественные науки исследуют законы природы, но в нас самих мы находим еще один закон - нравственный (вспомним Канта). Этот закон не кодифицирован, но мы можем, слушая свою совесть, понять, когда мы исполняем его, а когда нарушаем. Этот закон имеет тот же источник, что и законы мироздания - созидательную волю Бога. Но в отличие от материи, которая всегда повинуется установленным для нее законам, мы, люди, наделены свободным выбором. Мы сами решаем, повиноваться нравственному закону или нет. И наше временное и вечное счастье, и будущее нашей страны, и будущее нашей науки зависят от того, захотим мы следовать этому нравственному закону или нет», - отметил Патриарх.

По его мнению, «одним из самых фундаментальных кризисов переживаемого нами времени является кризис личности, кризис нравственного начала». «Сегодня, может быть, люди грешат не больше, чем они грешили в прошлом. Никто никогда не взвешивал греховность эпохи, ведь грех пребывает так глубоко внутри человека, что ни под каким микроскопом не разглядишь. Почему же мы говорим о нравственном кризисе эпохи? Дело в том, что никогда в прошлом человечество рационально не объясняло и не оправдывало грех - не в том смысле, что какое-то одно греховное деяние оправдывается и объясняется с позиций того или иного мировоззрения, а в том смысле, что само понятие греха, то есть зла, сегодня принципиально, идеологически, философски поставляется на один уровень с правдой, истиной, святостью», - считает он.

«А если сам человек устанавливает критерии добра и зла, то, стало быть, нет различия между добром и злом. Ведь то, что для одного человека является вопиющим, страшным и преступным, для другого - обычная сексуальная практика. То, что одному кажется опасным и разлагающим общественное сознание, для другого - разумный способ ведения бизнеса. Государственные законы пытаются как-то регламентировать происходящее, но они работают в эмпирическом социуме и не достигают глубины, а именно на глубине происходит сегодня стирание грани между добром и злом. А оттуда, из глубины, это стирание грани переходит и в законодательную практику, и мы видим, какие законы сегодня принимаются в Западной

Европе: законодательно закрепляется отказ людей от того, чтобы признавать высший критерий в определении добра и зла, в том числе в том виде, как он представлен в нравственной традиции народов. Я думаю, что явление, о котором мы сейчас говорим, является самым опасным. Если задуматься о будущем, то, наверное, род человеческий пресечется и история завершится тогда, когда будет полностью потеряно различие между добром и злом», - предположил Патриарх.
alexander
 
Сообщения: 165
Зарегистрирован: 05 фев 2010, 01:59

Re: НОВОСТИ

Сообщение Алексей Вязовский » 10 мар 2010, 12:22

Маразм крепчает. ОПК в школах, теология в ВАКе, попы в вузах... Куда катимся? :(
Я местный бог. Караю и милую направо и налево.
Аватара пользователя
Алексей Вязовский
 
Сообщения: 39
Зарегистрирован: 18 янв 2010, 20:00

Re: НОВОСТИ

Сообщение павел » 10 мар 2010, 16:09

alexander » Вт мар 09, 2010 6:36 pm


«Ученый, как и всякий человек, призван стремиться к истине, научной истине. Но ведь не только к ней. Существуют истины еще более глубокие - это истины нравственные, истины о наших целях, предназначении и ответственности. Естественные науки исследуют законы природы, но в нас самих мы находим еще один закон - нравственный (вспомним Канта). Этот закон не кодифицирован, но мы можем, слушая свою совесть, понять, когда мы исполняем его, а когда нарушаем. Этот закон имеет тот же источник, что и законы мироздания - созидательную волю Бога. Но в отличие от материи, которая всегда повинуется установленным для нее законам, мы, люди, наделены свободным выбором.



Сообщения: 124
Зарегистрирован: Пт фев 05, 2010 12:59 am
Личное сообщение

Язык вполне грамотный, рассчитанный на понимание научной публики. И совсем мало о религии - осторожен патриарх.
Интересные фрагменты речи об истине нравственной и нравственном законе.
Что он понимает под истинами нравственными, с каких пор они стали истинами? По-моему это некотроя норма поведения на данный период ощества, а не абсолют, установленный всевышним раз и навсегда. Ну а закон нравственности конечно навечно установил господь бог. Удобна аксиома без доказательства.
Короче это любимая зацепка богословов - "борцов за нравственность". А как они стриголиков (диссидентов 15 века) сжигали в железных клетках. обложив сломой - это было нравственно. А потоп всемирный - тоже нравственен? Спекуляция на нравственности всего-то.

Да, кризис нравственного начала есть - это часть кризиса культуры человеческой. То что богослову присвоили почётное научное звание - это тоже один из признаков этого кризиса. Но тут религия не поможет, хотя делает вид борьбы. Одни призывы к благочестию, а корни не вскрывает - иначе какая борьба.
.
павел
 
Сообщения: 162
Зарегистрирован: 06 фев 2010, 19:29

Re: НОВОСТИ

Сообщение павел » 10 мар 2010, 16:13

Алексей Вязовский » Ср мар 10, 2010 11:22 am

Маразм крепчает. ОПК в школах, теология в ВАКе, попы в вузах... Куда катимся?

А что нам делать атеистам - подскажи местный бог.
павел
 
Сообщения: 162
Зарегистрирован: 06 фев 2010, 19:29

ВАТИКАН ХОЧЕТ ОТМЕНИТЬ ЦЕЛИБАТ

Сообщение alexander » 14 мар 2010, 17:35

«Одним из серьезнейших испытаний, с которым будущему папе предстоит столкнуться, будет разрешение вопроса об обязательном целибате католического духовенства», - говорилось в статье А.Третьякова «Быть или не быть целибату в Католической церкви?», опубликованной в 2004 году. В прошлом году протоиерей Евгений Соколов в интервью «Русской линии» заявил, что «целибат себя не оправдал». «Тот факт, что поднимается вопрос о целесообразности целибата, говорит о том, что католики, наконец-то поняли, к какому тупику они пришли, введя в священстве институт целибатства», - подчеркнул священник.

Римско-католическая церковь начинает размышлять над вопросом о дальнейшей целесообразности практики целибата - обета безбрачия, который у католиков принимают на себя не только монахи, но и все священнослужители. Полагают, что в будущем он может быть отменен, сообщает 12 марта Седмицa.Ru со ссылкой на сайт «InoPressa.ru». Разговоры, касающиеся необходимости отмены целибата, ведутся уже не первый год, причем не только среди людей светских, но и среди некоторых теологов и даже представителей католического духовенства. Хотя и противников отмены безбрачия тоже немало.

Целибат - правило, которое «нельзя подвергать сомнению», заявил, к примеру, на днях архиепископ Венский кардинал Кристоф Шенборн. Как отмечает итальянская газета «La Repubblica», это высказывание видного католического иерарха и богослова прозвучало ровно сутки спустя после того, как из его же уст прозвучало утверждение, что сексуальные преступления, совершенные священниками в Германии, Австрии и, как недавно выяснилось, в Нидерландах, в известной степени стали следствием обета безбрачия. Тем не менее, в Ватикане, пишет газета, некоторое время назад стали все же размышлять над проблемой целибата. Правда, эти размышления возникли вне связи с открывшимися преступными эпизодами, связанными с сексуальным насилием в отношении несовершеннолетних со стороны священников.Как стало известно газете «Repubblica», некоторым высокопоставленным представителям Конгрегации по делам духовенства, возглавляемой монсеньором Клаудио Хаммесом, в тайном порядке было поручено изучить вопрос об отмене целибата. По данным некоторых источников, речь идет об отмене канона через 50 лет. Ватикан проявляет крайнюю осторожность в этом вопросе, поскольку, по мнению автора публикации в «La Repubblica», в данном случае речь идет о настоящей революции, которая может приблизить католиков к миру протестантов, где представители высшего духовенства имеют семьи, а лютеранские женщины-священники воспитывают 4 детей, даже позволяя себе роскошь развода с супругом (газета явно имеет в виду немецкую женщину-"епископа" Маргот Кессманн, недавно подавшую в отставку с поста главы Совета Евангелическо-лютеранских церквей Германии).

Несколько месяцев назад в Ватикане объяснили, что спекуляции в СМИ о якобы планируемой постепенной отмене целибата в Римско-католической церкви, которые возникли после утверждения папой Римским Апостольской конституции для англикан, не отвечают действительности. Пресс-секретарь Ватикана священник-иезуит Федерико Ломбарди пояснил тогда, что неженатые священники Англиканской церкви, которые желают вступить в полное и видимое общение с Католической церковью, должны принять целибат и его придерживаться. Однако для тех англиканских священников, которые уже находятся в браке, Конституция предоставляет возможность быть католическим священником.

Между тем, по словам видного католического теолога из Швейцарии Ганса Кюнга, папе следует признать, что Католическая церковь переживает глубокий кризис. Теолог заявил об этом год назад в интервью французской газете «Le Monde». По его мнению, папа мог бы сделать несколько жестов: разрешить разведенным причастие при определенных условиях; внести в энциклику «Humanae Vitae» изменения, разрешающие использование противозачаточных таблеток в определенных случаях, и отменить закон целибата для священников. Папа, сказал Г.Кюнг, «гораздо могущественнее президента Соединенных Штатов! Он не должен отчитываться перед Верховным судом!». Теолог также считает, что папе следовало бы созвать очередной собор, где можно было бы урегулировать те вопросы, на которые не дал ответа Второй Ватиканский собор.

Два года назад бразильские священники направили папе Бенедикту XVI официальное обращение с просьбой пересмотреть каноническое правило, обязывающее соблюдать целибат тех, кто хочет стать священником. Петиция была направлена в Конгрегацию по делам духовенства, глава которой кардинал Клаудиу Уммес уже высказывал свою точку зрения по поводу обета безбрачия. По его мнению, правило об обязательном целибате может быть пересмотрено. «Безбрачие - это дисциплина, а не догма церкви. Несомненно, что большинство апостолов были женаты. В наш век церковь должна обращать внимание на эти вещи. Она должна продвигаться вперед вместе с историей", - заявил прелат в декабре 2006 года.

В документе, направленном бразильскими священниками в Рим, содержалась просьба ввести два типа духовенства: оставить целибат обязательным для тех, кто принял обет целомудрия в своих монашеских орденах и конгрегациях, и разрешить не принимать целибат другим священникам. В частности, они просят разрешить епископам рукополагать женатых мужчин, которых они сочтут достойными; а также позволить вернуться к осуществлению своих священнических обязанностей тем, кто оставил их, чтобы создать семью. По словам одного из бразильских епископов, пожелавшего остаться анонимом, в Бразилии уже давно рукополагают женатых мирян. «В Риме об этом знают, но требуют никому не рассказывать», - сказал епископ.

«Все чаще раздаются голоса за отмену целибата духовенства, - говорится в цитируемой выше статье В.Третьякова. - Тысячелетняя аномалия требует разрешения. Нынешний понтифик вряд ли отменит целибат, а вот следующий, скорее всего, это сделает… Впрочем, II Ватиканский собор уже начал отступать от этой традиции, разрешив женатый дьяконат. Поэтому можно предположить, что движение за отмену целибата набрало силу, и его сторонникам остается только дождаться удобного случая, например, смены понтифика. Волевым усилием Римских пап католическое духовенство было насильственно загнано в безбрачие. Теперь, 1000 лет спустя, брошенный бумеранг возвращается обратно, и, чтобы он не нанес серьезного вреда Католической церкви, папам самим придется исправить свою ошибку».

Между тем, 12 марта во время встречи с немецким архиепископом Робертом Цолличем папа Бенедикт XVI выступил за сохранение обета безбрачия священнослужителей, сообщает «Русская служба ВВС». Комментарий понтифика в защиту целибата последовал после соображений, высказанных кардиналом Кристофом Шеборном. По его словам, после серии скандалов, связанных с педофилией среди священников, церковь должна пересмотреть вопросы подготовки своих служителей. «Это включает в себя вопрос и об обете безбрачия, а также работу над личностью священника. Это потребует честности как со стороны самой церкви, так и всего общества», - написал Шеборн в статье в теологическом журнале. Парируя это мнение, папа Римский назвал целибат имеющим «священную ценность». По словам Бенедикта XVI, обет является «свидетельством желания всецело посвятить себя Богу».
Русская линия
alexander
 
Сообщения: 165
Зарегистрирован: 05 фев 2010, 01:59

Re: НОВОСТИ

Сообщение alexander » 14 мар 2010, 17:36

?????????????????????????
alexander
 
Сообщения: 165
Зарегистрирован: 05 фев 2010, 01:59

Re: НОВОСТИ

Сообщение павел » 16 мар 2010, 10:18

alexander » Вт мар 09, 2010 6:36 pm

Как уже сообщалось, 4 марта Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (НИЯУ МИФИ). В актовом зале «МИФИ» состоялась его встреча с профессорско-преподавательской корпорацией, молодыми учеными и студентами вуза. Ректор М.Н.Стриханов огласил решение Ученого совета о присвоении Святейшему Патриарху Кириллу степени почетного доктора «МИФИ».

Очень хотелось бы получить ответы на вопросы:
- По чьей инициативе приехал патриарх в МИФИ - "сверху" или ректора, решившего "образумить и усмирить" студентов и инакомылящих преподов?
- Смысл присвоения "доктора", человеку, который не признает даже гелиоцентрическую систему и ряд других "небесных" открытий - эта мировоззренческая эклектика кому нужна?
- Какие конкретные вопросы задавали (или разрешалось задавать) патриарху, где это можно прочитать?
- Будут ли приглашены религиозные лидеры православия и других конфессий в МИФИ, МГУ, ФИЗТЕХ, Бауманку и в Академию Наук - а то науки у нас застоялись, пора их освятить?

По моему мнению вся эта затея была иницирована сверху, чтобы повысить авторитет святейшего и правосавия в народе.
-
павел
 
Сообщения: 162
Зарегистрирован: 06 фев 2010, 19:29

Re: НОВОСТИ

Сообщение Lilika » 16 мар 2010, 13:27

павел писал(а):человеку, который не признает даже гелиоцентрическую систему и ряд других "небесных" открытий
А он не признает? Что-то в последнее время от него больше исходит речей касаемо именно человеческих поступков, так сказать, нравственности, чем отрицание научных достижений.
Lilika
 
Сообщения: 158
Зарегистрирован: 20 фев 2010, 17:03

Re: НОВОСТИ

Сообщение павел » 16 мар 2010, 15:09

Lilika » Вт мар 16, 2010 12:27 pm

Что-то в последнее время от него больше исходит речей касаемо именно человеческих поступков, так сказать, нравственности, чем отрицание научных достижений.

Это у них любимый конёк. Всё что из области психологии и морали - плохо изучено наукой и остались лазейки для многоречивых измышлений. К тому же у человечества с самого начала пути что-то не поладилось с этой моралью - брат Каин воспылал завистью к Авелю и не долго думая стукнул его костью (он же был пастухом). Говорят был третий сын Сиф, благообразный, но человечество пошло именно от братоубийцы Каина. Затем всё человечество стало аморальным (это сотворённые "по образу и подобию"!) и начались Содом и Гоморра. Пришлось всех топить, кроме избранных. Но этот акт утопления тоже нельзя назвать моральным, но "неисповедимы пути Господни".
Вся история человечества и религии тоже пронизана аморальностью (известна неприглядная история католических пап тоже). Борьба за мораль всегда оставалась безрезультативной, особенно когда дело доходило до дележа ценностей материальных.
Слаб человек по этой части и всегда торжествует тезис материалистов: "бытие определяет сознание", то есть не моральные нормы и призывы соблюдать их, а условия жизни и потребности в жизненных благах.
До революции Рассея была усеяна церквами и соборами, а религиозная и гражданская мораль не спасли страну от развала и трагедии. Но бороться за нравственность конечно нужно, иначе мы опустимся до уровня законов животного мира.
павел
 
Сообщения: 162
Зарегистрирован: 06 фев 2010, 19:29

Re: НОВОСТИ

Сообщение alexandr » 16 мар 2010, 15:40

С НАУКОЙ СОВРЕМЕННАЯ РЕЛИГИЯ, на словах, очень осторожно обращается так, что бывает очень трудно придраться. "Обжегшись на молоке теперь дует на воду."

ДРУГОЕ ДЕЛО ЭТИКА - тут религия имеет громадный опыт для набора очков. Наука, на свою беду, этой ЭТИКОЙ практически не занималась и опыта не имеет.

ВЫВОД - науке надо очень многое пересмотреть для своего успешного развития - ликвидировать громадные пробелы в очень многих направлениях...там где религия ОЧЕНЬ УКЛЮЖЕ действует.
Внетеизм - фактически доминирующая естественная часть реального состояния любого человека.
alexandr
 
Сообщения: 2544
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 23:37

След.

Вернуться в Наука и религия

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 15